top of page
Фото автораIlia Kononov

Александра Дурсенева: «Буцко – это музыка мирового класса»

15 апреля 2024 года в концертном зале «Зарядье» (Малый зал) в рамках проекта «Музыка нашего времени» состоится мировая премьера «Двух сказок на стихи Бунина» Юрия Буцко.



 

Анастасия Буцко поговорила с солисткой Большого театра Александрой Дурсеневой (меццо-сопрано), которой предстоит – вместе с Кариной Погосбековой, фортепиано – «принять из купели» это сочинение 1966 года.


«Две сказки на стихи Бунина» Юрия Буцко – «Аленушка» (https://www.culture.ru/poems/27178/alenushka) и «Уж как на море, на море» (http://bunin-lit.ru/bunin/stihi/665.htm) - очень ранние сочинения композитора, буквально из первых. На момент написания ему едва исполнилось 28, а учитывая, что Буцко сравнительно поздно, не прямым путем пришел в музыку – и вообще из самых первых. Премьера проходит в канун кончины автора (25 апреля 2015 года) и незадолго до его 86 летия (28 мая).

 

АБ: Так случилось, что это сочинение пролежало под спудом почти шестьдесят лет. Какое у тебя ощущение как у первого исполнителя этой музыки?

 

АД: Удивительное ощущение. Я думаю, это произведение ждало своего часа. Я понимаю, что композиторы могут писать в стол. Но как же хорошо, что бывают случаи, когда этот стол открывается, и что именно сейчас он открылся - и именно для меня!

 

Почему хорошо, что именно сейчас?

 

Потому что на самом деле я не знаю, как эта музыка была бы воспринята раньше. Это вообще свойство искусства: ведь когда Малевич писал свой «Черный квадрат» - для многих современников это был просто какой-то нонсенс, афронт. Или импрессионизм – мы сегодня воспринимаем его совершенно иначе, чем он воспринимался в момент возникновения.

 

Музыка Буцко – это абсолютно новое слово. Причем настолько радикально опередившее свое время, что просто волосы дыбом.

 

А еще у меня ощущение, что эта музыка буквально для меня написана, для моего голоса, моей тесситуры. Именно сейчас, когда пройдены большие оперные партии, я «дозрела» до этой музыки. А вот попади мне это сочинение тридцать лет назад в руки – не знаю… А теперь все звезды сошлись, и премьера очень удачно легла в программу фестиваля. Как будто мне достался счастливый билет. Подарок судьбы!

 

…Уточню: в рамках проекта «Музыка нашего времени» (автор идеи и художественный руководитель – Карина Погосбекова) в сотрудничестве с фестивалем современной оперы «Приглушённые голоса»…

 

Да, и что еще хочу сказать: помимо исполнительского восторга эта музыка вызывает еще и чисто профессиональное уважение - своей невероятной самобытностью прежде всего. Да, в «генокоде» этой музыки присутствуют и Бородин, и Мусоргский, и Римский-Корсаков. Но это нечто совершенно самобытное. Оно растет от русских корней, от земли русской. И эта неприглаженность, эта сказочность – она не «утилитарная» сказочность, не «детский сад». Это сказки от взрослых для взрослых, с огромным подтекстом, со вторым дном. Со всякими удивительными подсмыслами, которые скрыты в музыке, и я могу их почувствовать и выразить только голосом. Точнее, это мой голос их сам выражает.

Сходные эмоции у моего аккомпаниатора Карины Погосбековой: мы вместе поем и восхищаемся. Хотя она сперва пришла в ужас: там написано на «три руки». Но она справилась.

 

Ты была лично знакома с Юрием Марковичем?

 

Я видела его, раскланивалась, когда была на «Записках сумасшедшего» (активная ссылка) - и в консерватории, и в Бетховенском зале Большого театра. Но мое первое «личное» знакомство с музыкой Буцко произошло благодаря Володе Юровскому.

 

…Владимир Юровский исполнил в 2019 году в КЗЧ «Сказание о Пугачевском бунте» Юрия Буцко (на материале музыки к одноименному спектаклю в Театре на Таганке https://hum.hse.ru/lyubimov/pugachev), это тоже была мировая премьера, в которой Вы приняли участие…



 

Совершенно верно. И за прошедшие четыре с лишним года во мне как будто проросли эти интонации: эти септимы, ноны, децимы… Они очень необычные, но мной уже прожитые и присвоенные. А еще мне кажется, что эта музыка требует визуального воплощения. Причем какого-то неординарного – может, какой-то мультфильм экстра-класса, анимация…

 

В основе этого, можно сказать, вокального мини-цикла – два стихотворения Ивана Бунина. Стихотворения разного периода: первое из них, «Аленушка», написано примерно в 1915-16 годах, еще в России, до «Окаянных дней». Второе, «Уж как на море, на море» (также известное под названием «Корабельщики») написано после революции в эмиграции и опубликовано в 1923 году в Париже, в «Русской мысли». Тем не менее, в них есть, как мне кажется, нечто общее – слегка леденящий душу образ женщины-искусительницы, «глаза у ней горячие – блескучие, стоячие»… Чувствуется ли это в музыке? Как ты ощущаешь?

 

Ты знаешь: «Аленушка» - это наше, «русское», причем до утрированного такого, гротескного, можно сказать. Ты можешь смеяться, но мне эта «Аленушка», которая «пошла в леса гулять» и «сожгла леса на тыщу верст, до пёнушка» - она мне напоминает Машеньку из мультфильма «Маша и медведь». Это не та Аленушка, что у Васнецова на камушке сидит. Это, можно сказать, ее антипод, противовес. Но это тоже очень русское явление – это та самая маленькая девчушка, что и лес сожжет, а потом и в горящую избу войдет. Это та же стихия. И то же самое – соблазнительница из «Корабельщиков». И еще я в этом чувствую совсем другую стихию – некий древний эпос, греческий, может быть.

 

…не случайно автор потом придет к женским образам «Лисистраты»

, которые тоже мастерицы похулиганить на свой лад…

  Да, точно. Корень-то общий – это и немецкая Лорелея, и наша Марфа. Но к пониманию этого приходишь только сейчас, когда уже спела Кармен и Аиду, Фрикку и Эрду (героини эпоса «Кольцо нибелунга», Рихард Вагнер, - прим. ред.), когда у тебя в сознании «нанизаны» и Гуго Вольф, и Шенберг с Вайлем, и вокальные циклы и «Прощание» Малера.

 

И вот именно исходя из этого опыта я могу сказать: Буцко и конкретно это сочинение – это музыка мирового уровня, мирового класса. Это наш вклад в «мировую музыкальную копилку». Это самобытно.

 

И это надо брать и нести!

Примечание автора интервью: «Брать и нести» есть чего - у Буцко еще огромное количество неисполненных сочинений (https://www.butsko.ru/music). Начиная с сочинения, которое сам автор считал своим главным: оперы «Венедиктов, или Золотой треугольник».




167 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page