1975
Трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано
28m
Не издано
Евгений Иков (скрипка) Илья Кононов (виолончель) Вера Алмазова (фортепиано)
Камерный зал московской филармонии
11.12.2022
в рамках камерного абонемента ГАСО России имени Е. Ф. Светланова
Одночастное
Первое фортепианное трио Юрия Буцко продолжает период «Больших сонат» в творчестве композитора. Автор разрабатывает тип большого одночастного камерного сочинения в духе симфонической поэмы на эпико-драматический сюжет. В период с 1974 по 1986 в данном жанре Буцко созданы две скрипичные сонаты, альтовая соната, виолончельная соната, две сонаты для двух фортепиано и первое фортепианное трио.
По форме эти сочинения являют собой дальнейшую разработку жанра партиты, с которого Юрий Буцко начинал свой путь в камерной музыке.
Первое фортепианное трио написано в 1975 году, в период наибольшей творческой активности композитора, в это время Буцко много работает в кино, в театре, и музыкальный тематизм этого трио перекликается с музыкой балета «Прозрение», музыкой киноэпопеи «Хождение по мукам». Автор не даёт поэтического названия этому трио, но в нем довольно ясно прослеживаются аллюзии на «Всадников Апокалипсиса», в скерцо слышны колокольные перезвоны, и ведущей темой музыкального развития является цитата из знаменного роспева «Ижехерувимы».
Окончание этого сочинения довольно пессимистично, перекликается с окончанием «Рождественской оратории» Артюра Онеггера, где также использован кинематографический эффект истаивания посредством удаления зрителя или слушателя от объекта. В коде происходит погружение в некий вакуум, где жизнь превращается в точку, тишину. И слушателю предлагается «зажечь свечу» уже в своей душе.